ФИЗИКА
11 класс
Тема: «Способы индуцирования тока»
Образовательная цель: познакомить учащихся с экспериментальными методами индуцирования тока на основе знаний о явлении электромагнитной индукции (информационная компетентность, аспект – извлечение первичной информации; I ступень).
Развивающая цель: создавать условий для
развития умения сравнивать и анализировать полученные знания (информационная компетентность, аспект – извлечение вторичной информации; I ступень);
развития познавательного интереса;
формирования научного мировоззрения;
Воспитательная цель:
воспитывать уважение к людям науки;
повышать физическую культуру учащихся.
Оборудование:
Учебник «Физика», 11 класс, автор В.А. Каксьянов, М.: Дрофа 2005 г.;
катушка Томсона, гальванометр демонстрационный, магнит, соединительные провода, исочник постоянного тока, реостат, ключ.
Электронный диск (CD) «Открытая физика», часть 2. ООО «Физикон» 2005 г.
Ноутбук, мультимедийный проектор и экран;
Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос):
Стимул: оценить имеющиеся знания по теме «Электромагнитная индукция».
Задачная формулировка: используя учебник «Физика 11 кл.» (В.А.Касьянов) бегло (в течение 1-2 минут) повторить основные определения по теме «Электромагнитная индукция»; отметьте ту часть текста, где содержится необходимая информация.
В чем состоит явление электромагнитной индукции? При каких условиях в замкнутом контуре возникает индукционный ток?
Что называется магнитным потоком?
Изменение каких физических величин может привести к изменению магнитного потока?
В каком случае направление индукционного тока считается положительным, а в каком – отрицательным?
Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Запишите его математическое выражение.
Почему закон электромагнитной индукции формулируется для ЭДС, а не для силы тока?
Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак «минус»?
Модульные ответы
Явление возникновения электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменениях магнитного поля, пронизывающего контур, называется электромагнитной индукцией.
Причиной возникновения индукционного тока является изменение магнитного потока.
Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и на косинус угла α между вектором В и нормалью к поверхности: Ф = ВS cos α.
К изменению магнитного потока может привести изменение модуля вектора магнитной индукции ΔВ, площади поверхности, ограниченной контуром ΔS и угла α, образованного вектором индукции и нормалью к поверхности.
Направление индукционного тока считается положительным, если вектор индукции его магнитного поля совпадает по направлению с вектором индукции внешнего поля. В противном случае направление индукционного тока считается отрицательным.
ЭДС индукции в замкнутом контуре пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром: |Ei| = |
|.
С учетом правила Ленца в законе электромагнитной индукции ставится знак «минус», который говорит о том, что если магнитный поток увеличивается, то ЭДС индукции уменьшается и наоборот.
Критерии оценки:
«3» - ученик дал только определение явления, физической величины или закона, не записав математического выражения;
- ученик записал математическое выражение закона (формулу для вычисления физической величины), но не дал определение явления, физической величины или закона.
«4» - ученик дал неточное определение явления, физической величины или закона, правильно записав математическое выражение;
«5» - ученик дал точное определение явления, физической величины или закона, правильно записав математическое выражение.
Решение задач.
1. Проволочный виток площадью S = 1 см2, имеющий сопротивление R = 1 мОм, пронизывается однородным магнитным полем = 0,01
. Какое количество теплоты выделяется в витке за единицу времени? (Ответ: 10-9
)
2. Квадратная рамка со стороной а = 10 см помещена в однородное магнитное поле. Нормаль к плоскости рамки составляет с линиями индукции магнитного поля угол α = 60°. Найти магнитную индукцию В этого поля, если в рамке при включении поля в течение времени Δt = 0,01 с индуцируется Ei = 50 мВ. (Ответ: 0,1 Тл)
Изучение нового материала.
Опыты Фарадея:
а) с катушками (ЦОР «Открытая физика», гл. 1 «Электродинамика», модель 1.6 «Опыты Фарадея»)
б) с постоянным магнитом (ЦОР «Открытая физика», гл. 1 «Электродинамика», модель 1.6 «Опыты Фарадея»)
в) при замыкании и размыкании цепи (демонстрационный опыт)
г) при изменении силы тока реостатом (демонстрационный опыт)
Анализ опытов.
После обсуждения опытов учащиеся получают компетентностно – ориентированное задание, структура и содержание которого представлена ниже.
Учитель организует действия учащихся по извлечению вторичной информации на первом уровне (информационная компетентность).
Стимул: закрепление полученных знаний по теме урока.
Задачная формулировка: используя учебники Ф – 11 (В.А.Касьянов) дать сравнительную характеристику электростатического, магнитного и вихревого электрического полей, следуя пунктам, указанным в таблице.
Примечание: учитель указывает страницы учебников.
Бланк для выполнения задания
| Электростатическое поле | Магнитное поле | Вихревое электрическое поле |
Источник поля |
|
|
|
Что служит индикатором поля? |
|
|
|
Потенциальное или вихревое? |
|
|
|
Линии поля замкнутые или незамкнутые? |
|
|
|
Поле модельных ответов.
| Электростатическое поле | Магнитное поле | Вихревое электрическое поле |
Источник поля | Электрические заряды | Движущиеся заряды - ток | Изменяющееся магнитное поле |
Что служит индикатором поля? | Электрические заряды | Движущиеся заряды | Электрические заряды |
Потенциальное или вихревое? | Потенциальное | Вихревое | Вихревое |
Линии поля замкнутые или незамкнутые? | Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах | Замкнуты | Замкнуты |
Заполнена одна строка таблицы – 1 балл
Заполнены две строки таблицы – +1 балл
Заполнены три строки таблицы – +1 балл
Заполнены четыре строки таблицы – +1 балл
III. Закрепление.
1. На рисунке изображены замкнутый проводник и вектор индукции В магнитного поля. Определить направление индукционного тока в проводнике, если магнитный поток, пронизывающий контур этого проводника, возрастает.
Рис.1
Рис. 2
Определить направление индукционного тока, учитывая направление движения магнита.
Определить изменение магнитного потока и направление индукционного тока в опытах, показанных на рисунке, при движении магнита влево, вправо.
IV. Домашнее задание: § 33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий